Говоря об инновационных технологиях в театральной деятельности дошкольников, начнем с актуальности предлагаемой темы, которая заключается в следующем: по мнению многих педагогов, посредством театрализации, происходит не только приобщение детей дошкольного возраста к искусству, но и знакомство с необъятной вселенной во всей её прекрасной вариативности, пополнение активного словаря и формирование фонетической культуры речи. Нельзя отрицать тот факт, что именно театрализованная направленность в деятельности является свежей струёй в развитии чувств и эмоциональных откровений ребенка. Ведь здесь он и раскрепощается, и формулирует свои творческие инициативы, и получает искомое. Всё это способствует раскрытию индивидуально - личностного потенциала: ребенок наряду с выражением своих эмоций становится способным самостоятельно добывать знания о решении внутренних противоречий.
Безусловно, театрализованная деятельность устанавливает стабильную заинтересованность личности в литературных произведениях, в театре, а также способствует становлению способностей в этих областях, не говоря уже о коммуникативных способностях:
Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Приобщение к театру способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способностей к сопереживанию. Это развивает не только психические функции личности ребёнка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогает адаптироваться в обществе.
Данный проект направлен на повышение уровня культуры подрастающего поколения.
Создание информационного банка широкого спектра игр и развивающих технологий для дошкольников. Укрепление эмоциональной и духовной связи между детьми и родителями, также другими членами семьи.
Данный проект направлен на повышение уровня культуры подрастающего поколения.
Создание информационного банка широкого спектра игр и развивающих технологий для дошкольников.
Укрепление эмоциональной и духовной связи между детьми и родителями, также другими членами семьи.
Цель, задачи и перспективы реализации проекта.
Цель проекта:
Создание условий для развития артистических способностей и психологическое раскрепощение детей через театрализованную деятельность. Развитие конструктивного взаимодействия с культурными центрами города.
Формировать интерес к театральному искусству как источнику радости, дать знания о театре как виде искусства, переживаний; дать представления об особенностях разных театров (оперы, балета, кукол, драмы, сатиры, комедии, моды, юного зрителя);
воспитывать патриотов своей страны.
Приобщить детей к театральному искусству, к театральной деятельности. Способствовать формированию творческой личности; развивать речь и коммуникативные навыки у детей.
Приобщить детей к театральной культуре.
Развитие конструктивного взаимодействия с семьями воспитанников.
Задачи проекта:
Создать условия для организации совместной театральной деятельности детей и взрослых, направленные на сближение детей, родителейФормировать в группе художественно-эстетическую, творчески развивающую
предметную среду.
Образовательные:
1. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт: знания детей о театре, его истории, видах, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
2. Привить детям первичные навыки в области театрального искусства (использование мимики, жестов, голоса)
3.Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке.
4.Строить диалог с партнёром на заданную тему.
5. Ввести в активный словарь детей следующие понятия: актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер и т.д.
6.Способствовать формированию эстетического вкуса.7.Обеспечивать взаимосвязь с другими видами деятельности: изобразительной, музыкальной, художественной литературой, конструированием.
Развивающие:
1.Развивать творческое воображение, память, мышление, коммуникативные навыки дошкольников через различные виды театрализованной деятельности.
2.Развивать артистические навыки детей.
3.Развивать познавательные способности детей.
4.Развивать сценическое творчество детей и взрослых, способность самостоятельно выбирать жесты, нужную интонацию, выражение лица; подводить к умению самостоятельно импровизировать в создании нового образа, сюжета.
5.Развивать способность напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев.
6.Развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение.
7.Развивать интерес к сценическому искусству (театральная игра).
8. Развивать эмоциональность и выразительность речи у дошкольников.
9. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
10.Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно,
11.Развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их (ритмопластика);
12. Развивать творческое содружество в детско-взрослом коллективе.
Воспитательные:1. Пробуждать в душе каждого ребенка чувство прекрасного и прививать любовь к театральному искусству.
2.Формировать потребность у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность.3. Побуждать в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать героям.
4. Учить детей налаживать контакты в совместной деятельности.
5.Воспитывать чувства патриотизма.
Задачи реализации проекта в совместной работе с родителями:
1. Заинтересовать родителей в создании семейного театра.
2. Заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми.
3. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организация выступлений детей старших групп перед младшими и пр.).
4. Развивать потребность в совместной с детьми и взрослыми театральной деятельности, а также в деятельности, направленной на творческое решение по подготовке спектаклей.
5. Обогатить уголок театрализованной деятельности.
Основные направления работы с детьми.
Театральная игра.
Задачи:
- Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться по площадке, строить диалог с партнёром на заданную тему.
- Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей, развивать зрительное слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству.
Ритмопластика.
Задачи:
- Развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласовано.
- Развивать координацию движения, учить запоминать заданные позы и образно передавать их.
Подготовительный (формирующий)
- Изучение методической литературы.
- Составление плана работы.
- Создание интереса у участников проекта
- Создание эмоционально-благополучной атмосферы в группе детского сада, специальных педагогических условий по развитию творчества детей.
- Организация предметно-развивающей среды.
- Составление перспективного плана работы по развитию творческих способностей у детей средствами театрализованных игр
- Анкетирование родителей, отношение к театрализованной деятельности
Основной (практический)
- Создание семейного театра
- Постановка семейных спектаклей:
1. Театрализованное представление «Репка»
2.Инсценирование сказки« Теремок»
3.Создание и ознакомление с деревянным театром "Репка "
-Создание книжек - малышек
- Беседы с детьми: виды театра, правила поведения в театре.
- Создание и оформление огорода на окне с элементами сказки " Репка».
- Развитие игровых навыков посредством театрализованной деятельности: Решение проблемных ситуаций:
«Поведение в театре» сюжетно-ролевая игра;
Игра-драматизация;
Дидактические игры;
Подвижные игры.
- «Творческая мастерская» (совместно с родителями создать необходимые костюмы или элементы костюмов, декорации, и т.д.).
- Выступление на родительском собрании с темой «Театрализованные игры для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»
- Театр - экспромт " Репка "
- Разработка консультации и буклеты для родителей на тему: «Театр в жизни ребёнка »
- Наглядная информация для родителей на тему: «Как устроить домашний театр для детей»
- Создание книжной выставки «Наши сказки»
3.этап – заключительный (Май)
- Драматизация сказки «Колобок»
- Презентация по обмену опытом на городскую площадку по разным видам театра по сказке " Репка"
- Викторина для родителей « В гостях у сказки»
- Фотовыставка «Наши маленькие артисты»
- Презентация проекта для педагогов ДОУ, сообщение из опыта работы по проекту.
Развитие ребёнка по всем направлениям образовательной области художественно-эстетическое развитие с интеграцией в другие образовательные области (социально-коммуникативное; физическое; познавательное; речевое).
Участие детей в проектной и исследовательской деятельности.
Опыт публичных выступлений
Сформированный интерес детей к успешному обучению.
Значительное расширение представлений детей о театральной культуре.
Сформированный интерес детей как основной предпосылки для
дальнейшего успешного обучения.
Создание информационного банка широкого спектра игр и развивающих технологий для дошкольников.
Создание дидактического проекта (программа, материалы) по развитию театральных основ.
Дети:
•Любознательный, активный - проявляет интерес к уже знакомым и новым для него произведениям. С любопытством рассматривает иллюстрации к текстам, называет изображённых на них героев сказок.
•Эмоциональный, отзывчивый – подражает эмоциям взрослых и детей, чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
•Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками – понимает образный строй спектакля: оценивает игру актеров, средства выразительности и оформление постановки, в беседе о просмотренном спектакле, прочитанном произведении может высказать свою точку зрения.
•Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила –чувствует и понимает эмоциональное состояние героев, вступает в ролевое взаимодействие с другими персонажами.
•Имеющий первичные представления – об особенностях театральной культуры, умеет адаптироваться в социальной среде.
•Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту мира природы – совершенствует умения разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театра, элементов костюмов, знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций.
•Овладевший необходимыми умениями и навыками – имеет представление о театре, театральной культуре
• расширение кругозора;
• укрепление взаимоотношений между детьми и родителями: появление общих интересов, тем для разговоров (больше времени проводят вместе);• получение возможности наблюдать за своими детьми, что дает вероятность лучше разобраться в вопросах развития ребенка;• формирование более высокой оценки достижения своих детей и гордость за них;• развитие более глубокого понимания процесса обучения детей дошкольного возраста;
• включение в непривычную деятельность большинства взрослых, психологическая разгрузка;• возникновение доверия к воспитателям и педагогам детского сада.
Для группы:
- создание предметно-развивающей среды для расширения представлений детей о театре, его видах, атрибутах;
- организация фотогалереи “Театр для всех”;
- в перспективе – создание системы перспективного планирования по театрализованной деятельности (кружок “В гостях у сказки”), разработка сюжетно-двигательных игр–инсценировок по сказкам.
Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях; зародит стремление в нём, самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
В качестве результатов работы по организации театрализованной деятельности детей в ДОУ можно назвать следующие: благодаря этому дети становятся более эмоциональными, более мобильными; учатся понимать искусство и высказывать свои впечатления, открыто и честно. Ребенок умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью.